Андрей Усачёв: «Нет, я не супергерой. Я — волшебник!»

09/08/2023

5 июля известному детскому сказочнику Андрею Усачёву исполнилось 65 лет, а одной из самых узнаваемых героинь детской литературы, умной собачке Соне, в этом году стукнуло 35! Первую книгу о знаменитой «королевской дворняжке» Андрей Алексеевич написал в далёком 1988 году, и с тех пор волшебная галерея любимых персонажей из его книг постоянно пополняется новыми героями. Тут и команда бесстрашных и изобретательных котов с непотопляемого судна «Котобой», и целая школа снеговиков и снеговичек из сказочной Дедморозовки, и Малуся, которая ужасно не любила ни с кем знакомиться, и многие-многие другие.

Дети — главные читатели и слушатели книг Андрея Усачёва, и поэтому редакция аудиоиздательства «ВИМБО» попросила писателя ответить на вопросы, которые ей задают юные слушатели.

— Стареют ли сказки и почему?

— Время — это такое сито: большое и важное останется, мелочь просыплется. Пока люди будут носить на голове шапочки, а не тумбочки или тапочки, а в лесах обитать волки, «Красная шапочка» не устареет. Могут измениться некоторые детали быта: телефоны, механизмы, стиральные машины, но сказочные герои и сюжеты будут жить. Как до сих пор живут «Одиссея» и «Приключения барона Мюнхгаузена». Да и время подкорректирует тексты. В середине 80-х я написал «Шкатулку», где были строчки:

А может быть, в шкатулочку
С ногами влез поэт,
Втащил с собою тумбочку,
Машинку, табурет…

Имелась в виду печатная машинка, о которой современные дети не имеют понятия. Поэтому при переиздании я заменил «машинку» на «компьютер»… И стих уцелел. И, как мне кажется, ничего не потерял. В общем, хорошее останется, а остальное отвалится.

— Какие сказки будут в будущем писать роботы?

— Правильные, среднестатистические, какие пишут средние писатели. Гениальную сказку робот не может написать. Потому что гениальность — это всегда нарушение правил, выход из общеизвестного. Гениальность сродни ошибке, а роботы ошибаться не могут. Они запрограммированы на правильность.

— Что такое смешно и как его поймать?

— Это, наверное, самый сложный вопрос. Написаны целые учебники по теории смеха. Как смешно? Почему смешно? Мне кажется, что смешно — это когда что-то очень сложное и запутанное объясняется просто. Это всё равно что человек, опутанный верёвками, пытается из них выпутаться… вместо того, чтобы взять и перерезать их. Юмор, остроумие — это ножницы, которые освобождают наше представление о мире, перерезают навязанные глупости. Я люблю парадоксы, и мне нравится определение Г. К. Честертона: «Парадокс — это истина, поставленная с ног на голову, чтобы на неё обратили внимание!» А вообще, смех — это победа ума над глупостью, правды над неправдой.

— Собачка Соня — совсем как человек. С кого её писали, может, это ваш знакомый ребёнок?

— Нет, собачку Соню я писал с собачки Сони. У нас долгое время жила настоящая Соня, очень умная, наверное, даже хитрая — по-своему, по-собачьи. Она даже холодильник научилась лапой открывать… Конечно, я многое в книжке придумал и домыслил, но собаки и дети похожи, да и взрослые тоже. Недаром говорят, что собаки похожи на своих хозяев.

5 июля известному детскому сказочнику Андрею Усачёву исполняется 65 лет, а одной из самых узнаваемых героинь детской литературы, умной собачке Соне, в этом году стукнуло 35!-2
 — Как научиться быть такой же умной и знаменитой, как собачка Соня?

— Научиться стать знаменитым нельзя, а вот стать умнее вполне возможно. Для этого просто нужно читать книги. Редкие люди, а тем более дети, любят учебники. А любая книга — это учебник жизни. Хороший или плохой этот учебник — вопрос второй. Но то, что книги делают нас умнее, добрее, внимательнее к людям, кошкам, собакам и ко всему окружающему — это правда.

— На кого из снеговиков вы похожи?

— На Морковкина и на Мерзлякина. На Морковкина, потому что я люблю мечтать, а на Мерзлякина, так как во мне много вредности и ехидства!

— Были ли у вас в детстве воображаемые друзья?

— Видимо, у меня не хватало на них воображения. Зато у меня всегда были настоящие друзья — и во дворе, и в школе, и в пионерских лагерях, и в деревне, куда я приезжал на лето к бабушке. Так что Карлсон ко мне не прилетал! И без него жизнь была наполненной.

— Какие три самых важных качества должны быть у настоящего друга?

— Друг не может быть предателем, эгоистом («Извини, у тебя проблема, а у меня билет в кино!») и должен уметь прощать, даже если ты его случайно подвёл или обидел. Последнее сложней всего! Это я понял уже во взрослом возрасте. Дети более категоричны.

— Какие вакансии есть ещё в команде «Котобоя»?

— Можно, конечно, было бы записать в команду ещё крокодила, коалу, слона, бегемота. Но «Котобой» небольшая яхта, которая в таком случае сразу потонет. Так и со сказками: нельзя перегружать сюжет новыми героями. В сентябре должна выйти шестая книга «Антарктический “Котобой”» с тем же экипажем. И уже рисуется последняя, седьмая книга «Учебный “Котобой”», в которой старые герои готовят себе смену из внуков.

5 июля известному детскому сказочнику Андрею Усачёву исполняется 65 лет, а одной из самых узнаваемых героинь детской литературы, умной собачке Соне, в этом году стукнуло 35!-3
 — Слушали ли вы аудиосказки, когда были маленьким?

— В моём детстве не было ни компьютеров, ни айфонов, ни других гаджетов, а пластинок со сказками было очень мало, и по радио сказки нечасто звучали. Но всё это заменяли взрослые, которые читали нам книги. У меня была любимая тётушка, тётя Надя, голос которой я обожал: она чуть ли не до 10-го класса читала мне книги, когда приезжала в гости. В моём детстве даже «радионяни» не было, но у всех были аудиопапы, мамы, тёти, бабушки и дедушки.

У сегодняшних детей намного больше возможностей слушать аудиосказки: и в интернете, и по радио. Конечно, и в этой области много халтуры, но есть отличные фирмы, делающие качественные записи, например, «ВИМБО», которой я отдаю все свои сказки. Это настоящие аудиоспектакли со множеством прекрасных актёров, специально написанной музыкой и песнями. Они сделали весь цикл «Дедморозовки», всю «Умную собачку Соню», заканчивают шестой спектакль по «Приключениям “Котобоя”»… Эх, жалко, что я уже вырос!

— Вы пишете стихи, сказки, песни и сценарии к мультфильмам, встречаетесь с читателями. Как вы всё успеваете — может, вы супергерой?

— Нет, я не супергерой. Я — волшебник! У большинства людей в сутках 24 часа, а у меня 48. У всех 7 дней в неделе, а у меня 14… Я, конечно, шучу, но у писателя нет выходных дней, нет отпуска, он не тратит 2–3 часа на дорогу в офис и обратно. Мне жалко времени на походы по магазинам и кулинарные изыски, я не сижу по 8 часов в айфоне или в соцсетях… Но при этом я многого не успеваю — из того, что хотел бы сделать, написать, придумать… В общем, я так себе волшебник, средней успеваемости!

___________________________________________________________________

Андрей Усачёв – современный детский писатель, поэт, сценарист, драматург и радиоведущий.

Родился 5 июля 1958 года в Москве. С самого детства Андрей очень много читал. До четвертого курса он учился в Московском институте электронной техники, отслужил в армии и поступил на филологический факультет Калининского университета.

Его первая книга увидела свет в 1991 году, в этом же году он был принят в Союз писателей. Очень скоро Андрей Усачев стал одним из самых популярных детских писателей России.

У писателя вышло около 300 книг (включая переиздания). Андрей Алексеевич пишет стихи, тексты для песен, сказки, повести, пьесы, либретто для мюзиклов, сценарии для телевидения и кино. Его книги переведены на 15 языков. Общий тираж составляет около трех миллионов.

Андрей Усачёв – лауреат многочисленных премий в области литературы. Вёл семинары для молодых детских писателей. Член Русского ПЕН-центра. Участник международных книжных ярмарок в Саарбрюккене, Франкфурте-на-Майне, Иерусалиме, Лондоне, Гаване. С 2020 года председатель литературной премии имени Корнея Чуковского и литературной премии «Большая сказка» имени Эдуарда Успенского.

 

Материал подготовлен для сервиса Строки.

Комментарии

Нет отзывов