Меир Шалев: «Я пишу для людей, которые любят читать книги»

05/09/2023

Меир Шалев, признанный автор мировой литературы, всегда находил юмор в повседневности. В его романах мощь библейского повествования соседствует с описанием житейских будней, возвышенная любовь к родной земле — с переживаниями простых людей, а тонкие психологические детали — со стилистической игрой.

Завораживающий и драматичный роман Меира Шалева «Как насколько дней» повествует о природе любви, одиночестве и взрослении. Издательство «ВИМБО» представляет аудиоверсию книги в исполнении Алексея Багдасарова и биографическую статью о выдающемся мастере прозы с размышлениями о его творчестве известных писателей: Дины РубинойРои Хена и Елены Минкиной-Тайчер.

 

Меир Шалев родился в мошаве Нахалаль в 1948 году. Его отец был писателем, а мать — учительницей. В интервью «Jerusalem Post» Шалев вспоминал, что его мать следила, чтобы он читал «только хорошую литературу», например Марка ТвенаШолом-Алейхема или Чарльза Диккенса.

«В нашем доме не было цензуры, — вспоминал писатель, — когда мне было четырнадцать, отец принёс “Лолиту” и сказал: “Вот, это книга о девочке твоего возраста”. Ни один родитель в то время не позволил бы своему ребёнку прочитать этот роман в таком возрасте, но мой отец считал “Лолиту” шедевром, поэтому я должен был прочитать её».

В 18 лет Меир Шалев поступил на военную службу и участвовал в Шестидневной войне, а годом позже был ранен во время боевых действий, получив четыре огнестрельных ранения. После службы в армии Шалев изучал психологию в Еврейском университете в Иерусалиме, а в 70-х прославился как журналист и ведущий юмористических сюжетов на телевидении. 

Меир Шалев дебютировал в литературе как детский писатель и только в 40 лет написал свой первый роман, «Русский роман», который разошёлся огромными тиражами и принёс ему известность.

Впрочем, автор не стал расставаться с детской литературой: «Когда у меня не идёт написание романа до такой степени, что я бьюсь головой об стену, я бросаю его и сочиняю детскую сказку, и это полностью меняет моё настроение».

О своих книгах и читателях Меир рассказывал так (Haaretz):

«Существует такой образ писателя: он сидит в темноте, окружённый пустыми бутылками от вина и чашками из-под кофе, а над его головой кружат музы. Это ерунда. В писательском деле много технических аспектов, и я не стыжусь их. Я считаю себя ремесленником, который хочет производить качественные и отполированные произведения. Я пишу, как пекарь печёт: я потею у печи, агонизирую и работаю от всей души. Я пишу не для книжных полок, критиков или литературного факультета. Я пишу для людей, которые любят читать книги».

«Как несколько дней», третий роман Меира Шалева, — это поэтичная и глубокая история о мальчике с необыкновенным именем Зейде, которое хранит его от Ангела Смерти, о его матери Юдит, своим приходом перевернувшей жизнь в небольшой деревушке, и о трёх претендентах на её сердце. Каждый из этих мужчин считает главного героя своим сыном и делится с ним своим взглядом на жизнь.

Это не типичный роман воспитания. Меир Шалев не разделяет прошлое и настоящее, не заточает героев в рамки предшественников и преемников. Ведь, как он говорит, бесконечные попытки людей по-настоящему узнать своих предков могут никогда не увенчаться успехом. В его истории человеческая жизнь становится удивительно простой, а путь нравственного взросления и становления личности умещается в четырёх трапезах главного героя и одного из его «отцов». Однако такая простота не мешает жизни быть удивительной, насыщенной и неповторимо прекрасной.

Роман удостоен литературной премии Scrivere per Amore как лучшее произведение о любви. Награда вручается писателям в Вероне в день рождения шекспировской Джульетты 16 сентября.

В произведениях Меира Шалева гармонично сочетаются острый марктвеновский юмор и атмосфера магического реализма в стиле Габриэля Гарсиа Маркеса. Между тем, это по-настоящему самобытный автор, о достоинствах которого нам рассказали его друзья и коллеги — известные писатели:

  •  «Этот роман стоит в ряду могучих, как Ливанские кедры Галилеи, романов Меира Шалева. Эта, казалось бы, незыблемая и многажды описанная множеством писателей семейная тема: у Шалева она всегда неожиданна и странна. Герои всегда потрясают своей, я бы сказала, дикой самобытностью: каждый наособицу, читаешь и торопеешь. Иногда хочется воскликнуть: постойте, да таких людей не бывает! Или: такого просто не могло быть! Но… великолепное мастерство писателя в изображении лиц, фигур, деревьев и камней, домов и каменоломен… ну, и чувств, конечно, и запахов, и любовных объятий; мерцания неба и пустыни; голосов Иерусалимского рынка, сообщества слепых детей… Всё это завораживает и заставляет поверить в удивительно чувственный, удивительно плотный и осязаемый мир прозы Меира Шалева», — Дина Рубина.

 

  • «Меир Шалев любил путешествовать по стране, а мы любили путешествовать по его книгам. Он был нашим учителем и проводником во времени и пространстве, от Ура Халдейского до Ханаана, государства былых времён. Меир учил нас Ветхому завету и ивриту, ботанике и зоологии, поэзии и мифологии, кулинарным хитростям — в книге «В доме своём в пустыне» — есть уникальный рецепт приготовления истинного бутерброда каменотёсом Авраамом. Он учил нас любить животных, например, почтовых голубей или кошек по кличке Крамер и даже вшей (в основном одну, по имени Нехама). Говорят, что писатель продолжает жить, пока его кто-то читает. Кажется, Меир Шалев будет жить очень долго», — Рои Хен.

 

  • «Самый красивый городок или остров, да что там городок, целая страна может прожить свой отрезок времени и без следа кануть в туман прошлого, если у неё не нашлось настоящего летописца, а вернее — рассказчика. Израилю несказанно повезло! Потому что нам достался Меир Шалев — тот самый Рассказчик. Выдающийся писатель и преданный историк, озорной сочинитель и послушный сын, отчаянный врун, отец, брат, возлюбленный. Он любил наших рыжих дочек и ворчливых бабушек, глупые поговорки и мудрые легенды, знойную загадочную пустыню и прекрасную единственную как сама Тора Землю. И ушёл в эту землю непростительно рано, чтобы мы вспоминали и плакали, и уходили следом, потому что у каждого еврея есть свой час, и своя земля, и свой вечный камень в изголовье»— Елена Минкина-Тайчер.

 

«Как несколько дней» на сайте «Вимбо»

 

Материал подготовлен для сервиса Строки.

Комментарии

Нет отзывов