Сделай мне страшно: русские писательницы, которые не боятся пугать

28/09/2023

С момента публикации «Франкенштейна» прошло уже более двух столетий. Но роман Мэри Шелли продолжает будоражить воображение читателей, и интерес к жанру ужасов не угасает. Специально к выходу нового триллера Анны Прониной «Моё идеальное убийство» редакция издательства «Вимбо» подготовила подборку аудиокниг в стиле хоррор от российских писательниц. У каждой из них свой, особый способ рассказывать страшные истории. Попробуем разобраться, что вдохновляет их на создание образов, от которых у читателей бегут по коже мурашки и замирает сердце.

 

Странствия по поводу смерти 

«Странствия по поводу смерти» Людмилы Петрушевской — это сборник короткой прозы непревзойдённого мастера в исполнении Анны Каменковой, Максима Суханова и Ефима Шифрина.

В этой книге собраны удивительные истории, похожие на страшные, но добрые сказки. Все они так или иначе связаны с нарушением привычного и устоявшегося. Герои этих текстов могут быть бедными, болеющими или обиженными судьбой, они постоянно попадают в самые невероятные жизненные обстоятельства.

Людмила Петрушевская о страшных сказках:

«Начиная с детского дома и во всех пионерских лагерях, во всех лесных школах, я всегда на ночь рассказывала страшные сказки, они назывались «Вот был случай». Каждый раз на ночь. Многие годы. Люди любого возраста очень любят страшные истории. Очень! Они ничего другого не признают. Знаете, вот это: в чёрном-чёрном доме была чёрная-чёрная комната…» (Афиша Daily)

 

Убежище 3/9

«Убежище 3/9» Анны Старобинец — остросюжетная фантасмагория, не имеющая аналогов в русской литературе. Фотокорреспондентка Маша во время парижской командировки вдруг с недоумением замечает, что от неё шарахаются окружающие. То, что начинается как классический «обмен телами», трансформируется в жуткую и затягивающую многоуровневую феерию. Будничная жизнь внезапно оборачивается страшной сказкой. Любое действие, произведённое в привычной реальности, зловещим эхом отзывается в сказочном отражении. А вскоре и конец света становится по-настоящему близок и страшен. 

Анна Старобинец о тех представителях литературного жанра хоррор, чьи произведения оказали на неё наибольшее влияние:

«Писатели: Эдгар По, Герберт Уэллс, Уильям Голдинг, Кафка, Сартр, Оруэлл, Чак Паланик, Гоголь, Достоевский, Стругацкие, Беляев. Режиссёры: Терри Гиллиам, Тим Бёртон, Дэвид Финчер, Йос Стеллинг, Тарковский, etc. Не согласна насчёт Геймана, Брэдбери и Булгакова — они страшные. Путешествие мёртвой жены главного героя автостопом в «Американских богах» — это не только смешно, но и жутко. Ненастоящая «другая мама» с пуговицами вместо глаз в геймановской же «Коралине» чуть не довела моего ребёнка до заикания. После рассказа Брэдбери «Уснувший в Армагеддоне», прочитанного в подростковом возрасте, мне снились кошмары неделю, после его же «Вельда» — дня три. От булгаковской фразы “потому что Аннушка уже пролила подсолнечное масло” мне до сих пор не по себе» (Darker)

 

Вонгозеро

«Вонгозеро» Яны Вагнер — антиутопия, роман-катастрофа, роуд-стори, постмодернистский триллер.

Застигнутая врасплох эпидемией смертельного вируса, небольшая группа москвичей пытается спастись в Карелии на маленьком замёрзшем озере посреди тайги возле самой финской границы. Восемь взрослых и трое детей, четыре автомобиля, доверху загруженных самым необходимым. Случайная компания, которую объединяет единственное желание: выжить.

Яна Вагнер о том, что заставило написать «Вонгозеро»:

«Я очень люблю истории про конец света, всегда любила. Мне в какой-то момент просто не хватило историй, которые я хотела бы прочитать. Есть хорошая стратегия: если тебе не хватает какой-то истории, напиши себе её сам» (Писательский кофе)

Страшно ли было писать «Вонгозеро»?

«Писать было очень страшно. В каком-то смысле это похоже на то, как актёры вживаются в роль, с писателями происходит то же самое. Твоя история не оживёт, если ты в неё не провалишься, и я провалилась, хотя очень этому сопротивлялась» (РИА Новости)

 

Моё идеальное убийство

«Моё идеальное убийство» Анны Прониной — это триллер, где карты раскрываются быстро, а напряжение с каждой страницей только нарастает. Что сделают герои в следующий момент? Куда заведут их странные мечты и стремления?

Борис Сахаров устраивает невероятные перформансы на ночных улицах: с помощью манекенов создаёт красивые и одновременно жуткие композиции, имитирующие смерть. На липовых трупах он оставляет записки, которые должны донести до общества смысл его очередного «творческого высказывания». Однако в душе Борис мечтает о реальном убийстве. Оно должно, как и все его творения, быть идеальным — красивым, эстетичным, несущим какой-то высший смысл в этот мир. Кто же удостоится чести умереть от руки художника? На пути Сахарова встречается множество не самых честных и не самых праведных людей. Но для своего идеального убийства он задумал поймать в сети настоящую Чёрную Вдову — ту, которая сама убивает едва ли не ежедневно.

Анна Пронина специально изучала вопрос, почему нам так нравится читать страшные истории: 

«Причины любви к этому жанру кроются в нашей психике. Дело в том, что это наш безопасный способ пережить какую-то страшную ситуацию, оставаясь при этом дома в уютном кресле с кружечкой горячего чая. Когда мы читаем страшную книгу, наш организм вырабатывает невероятный коктейль из гормонов: не только кортизол и адреналин, как реакцию на стресс, но ещё и дофамин — нейромедиатор удовольствия, как поощрение за усвоение новой потенциально полезной для выживания информации.

Этот жанр меня привлекал с детства. В начале девяностых в нашей семье появился первый видеомагнитофон, и по чистой случайности одним из первых фильмов, который я посмотрела, стали “Лангольеры”, снятые по мотивам одноимённой повести Стивена Кинга. Кино оставило такое яркое впечатление, что я стала интересоваться и другими хоррорами, а потом начала писать страшные истории сама. У каждого есть свои суеверия и представления об этой параллельной реальности, где живут монстры, бабайки, домовые, демоны, духи. Даже у самого хладнокровного реалиста нет-нет да пробегут мурашки от каких-то необъяснимых звуков или от столкновения с тем, что не поддаётся объяснению».

Материал подготовлен для сервиса Строки.

Комментарии

Нет отзывов