Отзывы (1)

Написать отзыв

Эта повесть была моей персональной страшилкой примерно полтора десятилетия, с первой попытки взять ее кавалерийским наскоком. Тогда восторги Сашей Соколовым всех, кто есть кто-то погнали читать. О постмодернизме я имела самое приблизительное представление, а к восприятию текста такого уровня сложности и вовсе не была готова. Открыла, начала и отшатнулась: сквозь аллюзивность, особую поэтику и внутреннюю организованность этой прозы явно просвечивало сумасшествие, а таких вещей я боюсь: заигрывать с безумием - дразнить внутренних демонов. Без последствий такое могут себе позволить или закаленные бойцы или люди совсем толстокожие. Льщу себя надеждой, что прошедшие с первой попытки годы и постмодернисты, каких познала за это время без счета, закалили меня. Однако взяться за "Школу для дураков" не решилась бы, если бы ВИМБО не выпустило ее аудиокнигой.

Предельно непростая история, сюжет не то, чтобы отсутствует - это нормально в постмодернистской парадигме, но здесь не привычная искромсанная фрагментарность и намеренная запутанность, но удивительная цельность и одновременно "размазанность" - здешний сюжет похож на хорька. Видели когда-нибудь как переливается, скользит в руках, словно лишенный костей, этот хищник? Вот только что был на плече хозяйки - глядь, уже под локтем, а движения и не уловить было глазом. И все-таки давайте поймаем, что уж сумеем. Герой рассказчик молодой человек-подросток-мальчик со странным именем Нимфея (салют, Владимир Владимирович, и даже не в части нимфеток, а по ассоциации с бабочками-нимфалидами). Он сын прокурора, уже проходивший лечение в психушке по поводу раздвоения личности, учится в особой школе, которую в моем советском детстве называли ЗПР или УО, а в нынешние политкорректные времена - школой коррекции. Педсостав соответствующий, но есть любимый учитель географии Норвегов, чье бессребреничество и пристрастие к хождению босиком не то возводит к святым, не то низволит его до юродивых. И есть учительница биологии Вета Акатова (ветка акации), дочь репрессированного, позже реабилитированного академика биологических наук, в нее Нимфея влюблен обеими своими, порой соперничающими за ее внимание личностями. Вета красива самодостаточна и явно не имеет проблем с поиском партнеров для отношений без обязательств, но отчего-то одинока. Прокурор, отец Нимфеи - такое воплощение карательной системы в отдельно взятом индивидууме; средоточие косности, узости взглядов, непрошибаемого самоупоенного эгоизма. Мама, женщина ранимая и тонкая, сильно моложе мужа, глубоко страдает в этом браке, там очевидно еще проецируемая на себя вина за "неудачность" сына. В поисках какой-то возможности обеспечить его во взрослой жизни куском хлеба с маслом (очевидно, что стандартные пути, включающие институт и работу инженером здесь не сработают), находит ему преподавателя музыки, композитора с "неудобным" прошлым ("одноглазым" называет его прокурор не случайно), и ожидаемо влюбляется в него. Этот обреченный роман тоже часть фона.


Не пытаясь объять необъятного, резюмирую: книга сильно не для всех, это предельно непростой, но уникальный по уровню воздействия читательский опыт,

Саша Соколов Школа для дураков

Поставка осуществляется в электронном формате.

Длительность: 06:50:32
Одно из самых значительных явлений русской литературы конца ХХ века.
 
Роман написан в уникальной, экспериментальной манере, без привычной структуры и сюжета. Главный герой книги страдает от раздвоения личности, его история строится на противоречиях, впечатлениях, мгновенных ассоциациях, цитатах из газет, подслушанных разговорах,  которые он впитывает себя, как губка и которые стали его «резервацией». Вспоминая свое детство и учебу в специальной школе для особых детей, герой описывает и комментирует мир, в котором прошедшее время то и дело путается с настоящим. Находясь в постоянном конфликте с самим собой и окружающим миром, он воспринимает все происходящее вокруг через внутренний диалог, ведя дискуссии и препираясь внутри себя. В попытках приобщиться ко взрослому миру, он познает счастье и горе, любовь и смерть.
 
Саша Соколов — русский писатель, поэт и журналист, которого называют «русским Сэлинджером» и продолжателем литературных традиций Набокова.
 
Благодаря мастерству актера и режиссера Алексея Аграновича в аудиоверсии удалось бережно сохранить нетривиальную структуру и полифоничность гениального романа.
 
Из отзывов о романе:
«Обаятельная, трагическая и трогательнейшая книга», — Владимир Набоков
 
«Изысканная вертикальная проза, полная пронизанных светом созвучий, пленительного из­гиба грациозно изогнутых слов и порой блаженного кос­ноязычия», — Михаил Берг
 
«Его русский язык гибок и богат на удивление. Он словно бы открыл в нем такие закоулки, оттер от пыли такие оттенки и отливы, которых мы не замечали»,Татьяна Толстая
 
Иллюстрация и дизайн: Юлия Стоцкая
 
© Саша Соколов
 
Запись произведена Аудио Издательством ВИМБО
©&℗ ООО «Вимбо», 2024
Продюсеры: Вадим Бух, Михаил Литваков
Читать дальше Скрыть

Подробная информация

Возрастные ограничения: 16+
Дата выхода: 2024
Исполнитель: Алексей Агранович
Правообладатель: ООО "Вимбо"